Библиотека и подросток: конструктивный диалог
Час информации с таким названием прошёл в Узяне. На встречу пришли ученики 6 класса со своим классным руководителем. Вместе с библиотекарем ребята обсудили вопросы подросткового чтения и спектр услуг, которые может предоставить библиотека молодому поколению.
Обычно самыми активными читателями из числа школьников являются ученики начальных классов. Но с переходом в среднее звено эта активность падает, интерес к чтению и библиотеке теряется. Почему? В качестве основных аргументов школьники привели нехватку свободного времени и увлечение интернетом. Но может ли интернет в полной мере заменить книгу? Если в начале встречи ответом было почти единогласное «Да», то после дальнейших обсуждений подростки уже не были столь категоричны.
В беседе затронули разные вопросы: почему (за редкими исключениями) не вызывает интереса классическая литература, могут ли экранизации заменить чтение и другие. Порадовала активность ребят, умение формулировать свою точку зрения, готовность к диалогу.
Затем был проведён обзор литературы современных авторов, пишущих для подростков, представлены книги самых разных жанров, среди которых каждый читатель найдёт что-то по душе.
После этого ребятам было предложено с помощью цветных жетонов-смайликов проголосовать, ответив на вопрос: нужно ли им чтение. Предполагалось три варианта ответа: красный жетон с улыбающимся смайликом означал «люблю читать, буду продолжать», жёлтый с нейтрально-задумчивым — «Может быть, начну читать для души» и синий с сердито-скептическим означал «Читать не хочу, и не уговаривайте». Голоса в классе разделились точно поровну.
Вторым блоком мероприятия стала беседа о библиотечных услугах и возможностях, которыми читатели могут пользоваться, в том числе о программе «Пушкинская карта». И пусть шестиклассники по возрасту ещё не подходят для аудитории этой программы, но ознакомительная информация нужна уже сейчас, чтобы ребята ориентировались в теме и со временем стали пользователями «Пушкинской карты».
Закончилась встреча мини-анкетированием: нужно было выбрать варианты ответа всего на один вопрос: «Что я жду от библиотеки?» Как и ожидалось, многих привлекает возможность пользоваться подключением Wi-Fi. Но и другие варианты ответов набрали почти столько же голосов:
подростки отметили, что им нужны книги (вероятно, после беседы и обзора их представления о книжном фонде библиотеки расширились), нужны материалы в помощь учёбе, литература по увлечениям. Многие выбрали вариант с посещением интересных мероприятий, а также возможность прийти в библиотеку в досуговых целях. В анкете был и открытый вариант ответа, где ребята могли написать что-то своё. Несколько человек этим вариантом воспользовались, указав, какие именно издания они хотели бы получать в библиотеке (новинки фэнтези, книги на основе компьютерных игр, мангу, комиксы). К сожалению, комплектование библиотеки оставляет желать лучшего, финансирование невелико, но мнение читателей тоже должно учитываться.
В целом ребята показали себя активными, заинтересованными, готовыми к диалогу. Совместная работа продолжится. И, возможно, если спустя некоторое время повторить голосование с жетонами-смайликами, негативных ответов станет меньше. Ну а в этот же день кто-то из шестиклассников уже пришёл после уроков за книгами. Значит, встреча прошла не зря.