Перейти к содержанию Перейти к левой боковой панели Перейти в подвал

Выставка «Творчество с глубокими корнями»

Выставка «Творчество с глубокими корнями»

9 января отмечается 125-летие со дня рождения Баязита Бикбая. К этой дате в отделе внестационарного обслуживания организована книжная выставка «Творчество с глубокими корнями», на ко торой представлены произведения автора и литература о его биографии.

Творчество Баязита Бикбая – значительное явление в истории башкирской литературы и культуры. Писатель внёс большой вклад в развитие поэзии, драматургии, прозы, детской литературы, художественного перевода и литературной критики и является одним из основоположников жанра оперного либретто.

Баязит Гаязович Бикбаев (настоящее имя) родился в деревне Калта Оренбургского уезда Оренбургской губернии. После ухода отца на империалистическую войну пятилетний Баязит переходит на попечение дедушки Шарафи и бабушки Хылукай, оказавшими огромное влияние на его творческое развитие.

Уже в 9-10-летнем возрасте Баязит, инсценировав басню Крылова «Ворона и лисица», театрализует её, затем знакомится с драмами М. Файзи «На берегах Урала», «Асылъяр», «Галиябану». Эти произведения давали ему духовную пищу, воспитывали литературный вкус. В 1922 году во время учёбы в Ташлинской профессионально-технической школе Баязит сочиняет короткие пьесы, с увлечением читает стихи Г. Тукая, произведения Даута Юлтыя, Мажита Гафури.

В годы учёбы в Институте народного просвещения в ренбурге Баязит Бикбай делает первые шаги в литературе. Здесь он знакомится с будуими литераторами с. Агишем, Г. Амантаем, участвует в выпуске рукописного журнала. В 1928 году он переезжает из Оренбурга в Уфу. Окончив педтехникум в Уфе, работает в редакциях журналов «Белем» и «Сэсэн».

В 1930-1931 годах Баязит Бикбай работает в Туймазинском районе в редакции газеты «Ленинский путь», позже участвует в организации колхозов. В конце 1931 г по приглашению редакции газеты «Башкортостан» возвращается в Уфу. В годы работы в редакции вдоль и поперёк объезжает Башкирию, ближе знакомится с жизнью народа.

В эти годы, сочиняя стихи, повесть «Солнечный день», поэмы «За лесом», «Гармонист», «Да здравствует жизнь!», «Земля», он добивается довольно полной характеристики облика социальной жизни советской деревни, ищет новые формы, соответствующие новому содержанию.

Во второй половине 30-х годов капиталистический мир усиливает угрозу развязывания войны. В Испании начинается вооруженная борьба между республиканцами и фашистами. И в стихах Баязита Бикбая «Мы росли неизбалованными», «Озеро», «Сирень», написанных в 1936-1937 годах, он воспринимает угрозу стране как собственную.

В годы Великой Отечественной войны тематика, мотивы и принципы творчества писателя, как и во всей советской литературе, определялись исходя из позиций борьбы против фашизма.

После войны, в другой группе стихов, как «На ниве», «Когда вернулся солдат» Бикбай обратился к образу солдата, вернувшегося домой.

В середине 50-х годов в поэзии Бикбая начинается особый подъём. Это видно в активизации поэзии поэта. Расширении мировоззрения, внимании поэта к духовности человека. В основе стихотворений «Никогда не поздно», «Пишу и пишу» лежат размышления о месте человека в жизни, его жизни и деятельности, наследии, которое он должен оставить.

Крупное прозаическое произведение Баязита Бикбая – роман «Во время разлива Акселяна», опубликованный в 1-5 номерах журнала «Эдэби Башкортостан» за 1956 год занимает особое место в послевоенной прозе. В нём был выбран путь анализа героев в конкретно историческом процессе. На примере деревни Кайынлы автор ставит проблему деревни в целом. Отображение деревенской жизни в историческом аспекте невольно поставило задачу обязательного раскрытия художественного конфликта, имеющего социальный характер.

Идейно-художественное содержание творчества Баязита Бикбая в поэзии, драматургии, прозе имеет большое значение для культуры народа.