Выставка «Вёсны мои не считаны» к 100-летию со дня рождения башкирского поэта Хакима Гиляжева
Хаким Гиляжев ( Лукман-Хаким Габдрахманович Гилязев) принадлежит к славному поколению писателей, прошедших горнило Великой Отечественной войны.
Для его творчества характерны публицистическая заострённость, романтическая приподнятость, патетика и патриотическая устремлённость.
Хаким Гиляжев родился 1 марта 1923 года в д. Канны-Туркеево Белебеевского кантона, ныне Буздякского района Башкортостана. После окончания семилетней школы в родной деревне, учился в Давлекановском педагогическом училище. До войны успел поработать учителем в Иглинском районе, в редакции районной газеты «Колхозсы» в Буздякском районе, инспектором РОНО, помощником начальника политотдела МТС.
С 1949 года, после окончания Башкирского государственного пединститута, работал преподавателем башкирского языка и литературы в Стерлитамакском учительском институте, с 1951 по 1955 годы — заведующим отделом литературы редакции газеты «Совет Башкортостаны».
В 1955-1968 годы работал ответственным редактором журнала «Агидель». В 1968—1972 годы работал председателем Правления Союза писателей Башкирской АССР.
Окончив в начале Великой Отечественной войны военное училище, Гиляжев прошёл по различным фронтовым дорогам, получил тяжелое ранение. Дважды награждён орденом Отечественной войны I степени и боевыми медалями. Война оставила в душе Хакима Гиляжева такой глубокий след, что с этой темы он начал свою писательскую биографию.
Первый сборник стихов «Огни молнии» вышел в свет в 1947 году. Уже в нём ярко проявился своеобразный стиль поэта – публициста и вместе с тем тонкого лирика.
В своих произведениях, вошедших в эту книгу, Гиляжев воспевал величие подвига советских людей в годы войны. Лирический герой поэта – яркая и мужественная личность. Это человек самой высокой моральной доблести и гуманизма, силы духа и широты взглядов (стихи «Уфимец», «Атака», «думы», «Матросову», «Шинель», «Фатхелбаян»).
Вершиной военной лирики Хакима Гиляжева является лироэпическая поэма «Сорок шестой солдат»,в которой повествуется о суровых солдатских буднях ,о подвиге и мужестве, а также о нежной и верной любви воина и юной девушки, оставшейся на родной земле ,в глубоком тылу.
Последующие книги Хакима Габдрахмановича «Слово наше» и «Рукопожатие» свидетельствуют о расширении тематического диапазона его творчестве, о возросшем художественном мастерстве. В сборник «Рукопожатие» вошли целые циклы стихов, посвященных дружбе братских народов, пролетарскому интернационализмуТворчество Хиляжева многогранно и разнообразно по тематике, жанру, образному строю. Поэт в своём творчестве стремится и к эпическим широтам. Им созданы произведения под названиями «Рассказ о тоске Минера Нурбаяна», «Последняя встреча», «Мандат молодости» и драматическая поэма «Сын Отчизны».
Произведение «Сын Отчизны» написано на документальном материале. В нём писатель рассказывает о бессмертии воина САбира Марданова, повторившего подвиг Александра Матросова.
Творческий мир Х.Гиляжева не ограничивается только военной тематикой. Поэтическому творчеству писателя характерны гражданская активность ,строгая правдивость в изображении жизненных явлений, масштабность мысли, высокая эмоциональность и богатство интонаций. Эти черты особенно ярко проявились в его книгах «Вёсны мои не считаны», «Мой род», «Наедине с собой и веком», «Огни над Агиделью».
Хаким Гиляжев известен не только как поэт, но и как прозаик. В 60-ые гг. увидел свет его роман «Солдаты без погон», который неоднократно издавался и на башкирском и на русском языках. Это книга о героях фронта и тыла, о самоотверженности и мужестве, об искренности и верности людей.
Известен Х.Гиляжев и как талантливый переводчик. На башкирский язык он перевёл главы «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, значительную часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, детские стихи Джанни Родари.
За плодотворную творческую деятельность Гиляжев отмечен высокой наградой – орденом Трудового Красного Знамени. Удостоен Государственной премии БАССР им. С.Юлаева. Заслуженный работник культуры РСФСР.